Русский дедушка австрийского TRODATа
В конце 80-х начале 90-х годов прошлого
века в Россию хлынули прежде невиданные замор-
ские товары. Воображение россиян потрясли японские видеомагнитофоны, американские
авто-
мобили, стиральные машины из Германии. Как маленькое чудо воспринималась в то
время
диковинная печать, которой не нужна была подушка со штемпельной краской. Автоматическая
оснастка мгновенно стала популярной среди богатых коммерческих структур. Обладание
self-inking stamp стало таким же атрибутом успеха, как длинноногая секретарша
и кондиционер
в офисе.
По-видимому, пальму первенства в этой экспансии следует отдать "Тродату".
Рассказывают,
что после того, как в России появилась вторая известная компания-изготовитель
автомати-
ческой оснастки COLOP, многие заказчики при обращении к ней просили продать
им немного
"тродатов". Таким образом, на первых порах слово "тродат"
обозначало любую автоматичес-
кую оснастку так же, как "XEROX" обозначало любое копирующее устройство,
какой бы
фирмой оно не было произведено.
Для восстановления исторической справедливости следует сказать, что в России
автомати-
ческая оснастка появилась задолго до проникновения продукции "Тродат"
на прилавки наших
магазинов. В Музее печатей "Информационно-правового агентства"
есть два образца русских self-inking stamp XIX века. Гербовая печать
"1-й БАТАРЕИ 2-Й КОННО-АРТЕЛЛЕРИЙСКОЙ БРИГАДЫ"
целиком изготовлена из латуни. Она немного пострадала за
последние 100 лет эксплуатации, но оттиск ее так же хорош,
как и прежде.
Другой экспонат - автоматическая оснастка изготовлена прямоугольным штампом
с гордой
надписью "РУЧАЮСЬ ЗА ПРОЧНОСТЬ ТОВАРА". Эх, как бы всем российским
изготовителям
да по такой печати! Не стыдно было бы и на мировой рынок выходить.
Клише печати выгравировано из металла и не менялось. Оно изготав-
ливалось точно под данную автоматическую оснастку, т.е. оснастка
и клише составляли единое целое. Съемных штемпельных подушек
не было. Дозапрвка чернилами осуществлялась через специальное
отверстие, находящееся внутри рукоятки: деревянную ручку нужно
открутить и на ее месте окажется стержень с пробкой. Вывернув
пробку и добавив несколько капель чернил можно придать автомати-
ческой оснастке новое дыхание. К сожалению, сами штампельные подушки не сохранились.
В "древней" русской автоматической оснастке не было пружины. "Походное"
состояние у
печати было прямо противоположно нынешнему - она стояла на клише, которое не
прижима-
лось к штемпельной подушке, как в современных моделях. Для того что бы проставить
оттиск,
нужно было взять печать за деревянную рукоятку и приподнять ее. Под собственным
весом
оснастка распрямлялась и клише прижималось к штемпельной подушке. После этого
нужно
было занести ее над тем местом, куда следовало поставить оттиск, и поставить
его так же,
как это делают современные печати. При своей работе печать производит громкий
грохот и
лязг, но работать она может круглые сутки без перерыва.
Каждая печать имеет автограф своего изготовителя. По одной из них мы выяснили,
что она
была изготовлена в Харькове резчиком Лохницким.